ЖКХ по стандарту. Итоговая годовая отчетность ДУКов.

До 1 апреля 2013 года домоуправляющие компании Нижнего Новгорода, согласно федеральному законодательству, должны были опубликовать отчёты о своей работе в 2012 году. А вы их уже читали?..

 

Практически всё, что касается сроков, способов публикации и содержания отчётов домоуправляющих компаний (ДУК, ТСЖ), указано в Постановлении Правительства РФ № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». Тем, кому лень читать закон, даём краткую выжимку.

Согласно федеральному законодательству, отчёты за 2012 год должны быть опубликованы в 1 квартале 2013 года, то есть до 1 апреля, - если иное не предусмотрено договором управления многоквартирным домом.

Отчёты ДУК в обязательном порядке должны публиковаться.

- в Интернет: на собственном сайте управляющей компании, либо органа местного самоуправления (сайте городской администрации), либо органа исполнительной власти субъекта РФ (сайт Правительства Нижегородской области)

- в печатных СМИ

- на информационных стендах в помещении, где находится ДУК

Кроме того, отчёты, согласно закону, должны предоставляться по письменному запросу собственника жилого помещения, которое находится в обслуживаемом управляющей компанией доме.

Самое важное – то, к какой конкретно информации УК обязана открыть свободный доступ. И это чётко прописано в Стандарте – государственном, между прочим, документе.

УК публикует:

- общую информацию

- основные показатели финансово-хозяйственной деятельности (исполнение договора управления многоквартирным домом)

- сведения о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общедомового имущества

- порядок и условия оказания таких услуг

- сведения о стоимости таких услуг

- данные о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

А теперь откройте сайт вашей УК и взгляните на отчёт. Скорее всего, вы увидите какую-то общую сумму за текущий ремонт и содержание жилья. А вот с видами, объёмами и стоимостью работ по отдельности будут проблемы.

По мнению председателя Агентства по защите прав потребителей Сергея Мазикова, из нескольких десятков отчётов разных домоуправляющих компаний Нижнего Новгорода, которые были изучены в апреле, не было ни одного, который бы соответствовал стандарту.

По предположению Председателя Агентства ДУК не предоставляет полной информации о своей деятельности, потому что у жильцов сразу появятся вопросы: а проводились ли данные работы? А в каком объёме?

В отчёте может быть строка «ремонт кровли». Но ведь ремонт может быть абсолютно разным! Можно залить дыру в кровле гудроном и потратить на это 500 рублей, а можно израсходовать на ремонт кровли 1 млн рублей – и, очевидно, это будут совсем другие объёмы.

«Сейчас в многоквартирных домах Нижнего Новгорода создано много советов домов. Там, где они реально выбраны, а не организованы для галочки, люди стремятся контролировать домоуправляющие компании. Но чтобы это делать, нужно быть одновременно юристом, экономистом, строителем… всеми сотрудниками, которые есть в ДУК и услуги которых они оплачивают» - считает Председатель Агентства.

Если вас не устраивает отчёт, нарисованный управляющей компанией, и вы хотите получить полный и честный ответ, придётся пройти несколько кругов бюрократического ада.

1. Вы пишете заявление в УК, указывая, какая именно информация о деятельности компании вы хотите увидеть. Образцы запросов есть на сайте Агентства, Государственной жилищной инспекции. Заявление направляется в УК заказным письмом с уведомлением либо вручается под роспись сотруднику УК (секретарю руководителя). Ответ должен прийти в течение 20 дней с момента отправки письма.

Скорее всего, если отчёт предоставлен не в полном объёме, скорее всего, и ответа на запрос вы не получите, либо вам снова ответят не в полном объёме.

2. Если ответ вас не устроил, пишете сразу 2 заявления. Первое – в жилинспекцию, поскольку надзор за соблюдением жилищного законодательства - её прямая обязанность. Второе – в прокуратуру (скорее всего, она перенаправит его в жилинспекцию). В заявлении изложить суть проблемы, приложив подтверждающие документы (если есть, уведомление о получении заказного письма), и потребовать провести проверку в отношении УК, привлечь её к административной ответственности и обязать предоставить интересующую вас информацию в полном объёме.

После этого ТСЖ обычно дают все сведения, которые запрашивает собственник. Но они и по заявлению информацию предоставляют без особых проблем.

3. Если на УК не «произвели впечатления» ни жилинспекция, ни прокуратура, следует обращаться в суд. Копии заявлений, вынесенные надзорными органами представления будут играть роль доказательств.

Но УК не так давно нашли и «антисудебный» способ: они просто не ходят в суды, а поскольку суды перегружены, то если представители УК не ходят на заседания, процесс может затянуться на 3-5 месяцев. После этого выносится заочное судебное решение (поскольку ДУК не было). Его обжаловать очень легко, и ситуация повторяется снова.

На «походы» уходит до 8-9 месяцев, пока решение суда не вступит в силу. По исполнительному листу УК обязана предоставить информацию, как того требовали жители – со сметами, актами выполненных работ. Есть сомнения – проверяйте суммы, звоните в другие подрядные организации, которые посчитают, сколько стоит конкретный вид работ на вашем доме.

К сведению.

Простое решение проблемы – чтобы УК сразу отчитывались по стандарту – в Нижегородской области по неизвестным причинам пока нет. Именно поэтому нижегородцы обращаются в суд, хотя контролировать УК должны надзорные органы. По сообщениям региональных СМИ, за несоблюдение того самого стандарта в Башкирии в 2013 году в отношении местных УК было составлено протоколов на 760 млн рублей. А вот в Чебоксарах (республика Чувашия) даже специальный рейтинг УК составили, в котором «прозрачность» отчётности – один из основных показателей.

Материал подготовлен nn.ru.

07/04/2013

 

 
Copyright © 2011 Агентство по защите прав потребителей